+7 (495) 917-93-37
меню

Александр Серафимов: «Путешествующая по мировым столицам выставка лучших образцов нашего трикотажа могла бы внести свою лепту в улучшение имиджа России за рубежом»

17 декабря 2016 г.
Александр Серафимов: «Путешествующая по мировым столицам выставка лучших образцов нашего трикотажа могла бы внести свою лепту в улучшение имиджа России за рубежом»

«Проектный офис» впечатлился работами челябинского дизайнера Александра Серафимова. Мы решили выяснить, какие сдвиги есть на данный момент в судьбе его трикотажного проекта. Александр Серафимов поделился с нами своими творческими планами и опасениями, сомнениями и надеждами.

ПО: Александр, здравствуйте! Признаться честно, мы под большим впечатлением от Вашего творчества. Ваши трикотажные работы - настоящие произведения искусства! Прочитав несколько Ваших статей и интервью, мы поняли, что Вашему проекту не хватает финансовой поддержки и коммерческого продвижения. Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела сейчас. Продолжаете ли Вы сейчас творить?

А.С.: Благодарю за Ваш интерес, который я воспринимаю как моральную поддержку и свидетельство того, что наш трикотажный проект ещё не окончательно подвергся забвению на Родине!

Пока что, к сожалению, интерес к нашей «неординарной» трикотажной продукции сформировался в основном за рубежом. Ещё в 2007-м году журнал Ассоциации трикотажных промышленников Германии в статье, посвящённой состоянию трикотажной отрасли России, объявил нашу продукцию «лучшим российским трикотажем», а президент этой ассоциации писал мне, что у нас есть все шансы стать «мировой иконой трикотажного искусства». Кстати, именно там, в Европе,  «серафимовский трикотаж» периодически пытаются подделать. Но безуспешно. Воспроизведению нашей продукции на должном уровне сложности и качества мешают два обстоятельства. Во-первых, мы используем изобретённую мной особую вышивальную оснастку. Во-вторых, мы  используем кадровое «ноу-хау» - мы привлекаем к труду не обычных вязальщиц, кружевниц и вышивальщиц, а  тружениц, представляющих совершенно иной, далёкий от трикотажной отрасли, сегмент специалистов, обученных трикотажному ремеслу. И это, как ни странно покажется на первый взгляд, позволило нам существенно повысить, скажем так, творческую, художественно значимую составляющую производства изделий верхнего трикотажа. Но эта кадровая специфика до поры до времени остаётся нашим секретом.

Возвращаясь к Вашему вопросу: к сожалению, принципиально мало что изменилось за последнее время в плане расширения производства и развития нашего проекта. 

Новые небольшие партии продукции и выставочные образцы время от времени мы производим, но всё это я уже не «обнародую» в интернете, поскольку публикации приводят нередко к подозрительным совпадениям дизайнерских идей в коллекциях европейских дизайнеров с моими старыми идеями, опубликованными в Сети ещё 10-15 лет назад. Вот здесь собраны примеры таких, «наводящих на подозрения», совпадений: https://www.findcreatives.com/alexanderseraphim/stealing-from-me

Слева: «Nikon» Александра Серафимова, 2001 г., опубликован в Интернете с 2003 года; справа: «Nikon» от компании “Cherry”, Сингапур, 2009 г.

Впрочем, мы периодически получаем предложения из ЕС и США по посредничеству в сбыте продукции. Так, например, одна лондонская фирма собиралась вложить сумму эквивалентную 1 млн. руб. в создание и «агрессивное» и масштабное продвижение англоязычного сайта по сбыту нашего трикотажа, но с оговоркой: по договору с ними мы обязуемся производить от 150 шт. изделий в месяц.  И тут получается замкнутый круг. В настоящее время мы в силах производить не более 10 изделий в месяц. Чтобы в десятки раз расширить производство, нам потребовалось бы обзавестись дополнительными производственными площадями, дополнительным оборудованием, приличным сырьём, на порядок расширить штат (при этом на обучение новых кадров потребуется 5-6 месяцев), оформить сертификаты, заказать лейблы и упаковку и т. д. Приходится от таких предложений вежливо отказываться. К большому изумлению предлагающих.

Быстрые и радикальные перемены в нашей деятельности были бы возможны, если бы я согласился покинуть родной Челябинск, в котором живу 56 лет, и в котором живут вязальщицы, кружевницы и вышивальщицы, способные воспроизводить самый сложный «серафимовский трикотаж».

Предложений по смене «прописки» нашему проекту поступало немало: из Европы и США, из Москвы, от администрации города Иваново и  даже из Катара (монархии в Персидском заливе).  Но слишком многое держит здесь... И я всё-таки надеюсь «двинуть» этот проект не просто в России, но именно в Челябинске.

ПО: Получается, вопрос финансирования Вашего трикотажного проекта остается открытым. И поиск инвестора до сих пор актуален, верно?

А.С.: Да. Поддержка малого и среднего бизнеса у нас по-прежнему возможна при обязательном наличии у заявителя действующего бизнеса с определённым объёмом «проходов по счетам» за прошлый отчётный период. Это обстоятельство юридически переводит нас в ранг «вечного стартапа», со всеми вытекающими последствиями. 

А ведь наш проект  в состоянии не только приносить устойчивую прибыль от реализации несырьевой экспортной продукции…

Приведу в пример ответ, поступивший мне недавно из Фонда развития промышленности Челябинской области: «Добрый день. Исходя из Вашей информации, Ваш проект не может быть профинансирован Фондом. Сегодня Фонд не рассматривает вхождение в стартап проекты. Если появятся инструменты, которые могли бы оказать поддержку Вашему проекту, мы обязательно с Вами свяжемся. Большое спасибо за обращение».

ПО: Что Вы видите в перспективе, в случае, если Вам всё-таки удастся сдвинуть с мёртвой точки Ваше начинание: модный дом, производство (фабрику), что-то еще?

А.С.: Открытие модного дома - удовольствие недешёвое, и я всегда рассматривал такой вариант как второй этап развития. А первый – это организация на порядок более массового, чем сейчас, и регулярного производства продукции. Это то, что давно назрело и подкреплено всё возрастающим неудовлетворенным спросом на нашу будущую продукцию, особенно в Европе и США.

ПО: Какую форму финансовой поддержки Вы бы предпочли? Проще говоря: что Вы просите и подо что? Грант или кредит? Или нужен инвестор?

А.С.: Касательно  гранта... Если бы я имел возможность получить грант, я точно знаю, на что бы его направил. Дело в том, что помимо чисто коммерческого аспекта у нашего трикотажа есть и культурно-политический. Я имею в  виду - улучшение имиджа нашей страны... Путешествующая по мировым столицам выставка лучших образцов нашего трикотажа могла бы внести свою лепту в улучшение имиджа России за рубежом. Запросы из-за рубежа от наших многочисленных «фанаток»» о том, когда и где можно будет посетить выставку «серафимовского трикотажа» в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Вене, Мельбурне, Веллингтоне и т. д.,  я получаю постоянно. Отвечаю всем, что как только запланирую выставку в их городе, обязательно поставлю в известность.

ПО: Сколько средств надо на расширение производства? Какой максимальный доход планируете, если Вы получите финансирование в том объеме, который Вам нужен? Есть ли бизнес-план в каком-либо виде?

А.С.: «Средняя» программа необходимого финансирования - 11 млн. руб., с расчётной окупаемостью около в течение 1 года, если организовать производство в Челябинске, а сбыт нацелить на европейский и американский рынки, установив среднюю цену на одно эксклюзивное изделие на 40-50 % ниже существующих в странах ЕС и США цен на чистошерстяной трикотаж класса luxury knitwear известных западных брендов.  В бизнес-план не заложены маркетинговые исследования, поскольку они уже проводились по нашему проекту на рынках трикотажных изделий США и Европы.

ПО: В каком статусе находится Ваше изобретение нового вида застежки? До сих пор «проверка на новизну» или же получили патент?

А.С.: Да, «проверка на новизну» неспешно тянется уже около года! Но меня это особенно не «напрягает». Поскольку российский патент действует только на территории СНГ, он не спасёт меня, если изобретение будет позаимствовано кем-нибудь в Европе, США или Китае. Выходу на европейский и американский рынки с данным изобретением должно предшествовать его патентование хотя бы в пяти ведущих «одеждопроизводящих» странах Запада: Италии, Франции, Германии, Великобритании и США, что пока является для меня совершенно неподъёмным с финансовой точки зрения делом. Единой патентной системы на Западе не существует, даже в ЕС патентование осуществляется в каждой стране по отдельности, и стоимость пакета услуг по оформлению одного патента в этих странах варьируется от 16 тыс. евро (в Италии) до 22 тыс. (в Британии).

А в России, кстати, есть у меня на застёжку «авторский приоритет», который формируется публикациями в СМИ. Об этом изобретении еще в 90-е годы писала «Комсомолка», «Неделя», «Московский комсомолец» и др. Одну из статей «о начинающем дизайнере с Урала» и об этом моём изобретении написала Эвелина Хромченко. Тогда она была ещё не столь известной медийной персоной... Застёжка, как моё изобретение, неоднократно демонстрировалась по ТВ (на 1-м канале, на «России», «2Х2» и местных каналах). Вот в этом ролике (из очень давнишней передачи), есть кадры, где достаточно наглядно отснято, как застёжка молниеносно расстёгивается, если с последней петли снят особый декоративный трикотажный фиксатор:

ПО: Александр, многие смотрят на Ваши работы, как на красивые картинки, не подозревая, что можно взять и заказать что-то интересное для себя. Очень трудно найти информацию, как с Вами связаться, как сделать заказ, какие изделия есть в наличии, сколько стоят, какие размеры и пр...

А.С.: Да, Вы правы.  Исправлюсь. J Честно говоря, я воспринимаю интернет-торговлю как не самый удачный способ реализации нашей продукции. Во-первых, 90% людей, увидевших фото нашего трикотажа на мониторе компьютера, уверены, что это… принты! То есть, штамповка по ткани, которая, естественно, должна стоить копейки. И приходится объяснять им в переписке, что это всё ручной труд, что полотно связано интарсией  -  по 15-30 клубков в ряду, что потом это всё ещё и расшито, тоже вручную…  А главное, все, кто видел наш трикотаж вживую, утверждают, что на фото он сильно проигрывает. А это значит, что более подходящий для нас способ торговли - торговля в реальных бутиках, где вещь можно рассмотреть, пощупать, примерить и т. п.

ПО: Александр, очень хочется, чтобы такие талантливые дизайнеры, как Вы, развивались и процветали.

Спасибо за беседу. Желаем Вам оптимизма, вдохновения и успехов!

А.С.: Спасибо! Оптимизма нам не занимать. Мы все здесь, в «суровом» городе Челябинске, генетические оптимисты! Пессимисты тут просто не выживают!  J

Беседовала Любовь Федченко, ООО «Проектный офис», ноябрь 2016

P.S. Если Вас заинтересовал трикотажный проект Александра Серафимова, направляйте свои вопросы и предложения на нашу электронную почту po@projectsoffice.ru

Еще больше работ Александра Серафимова можно найти здесь:

http://knitsbychel.jimdo.com/ 

http://www.knitsbychelyaba.portfoliobox.io/1994-2014 

http://pinme.ru/u/knitsbyseraphim/my-attempts-to-design-footwear-1995-2005/ 

http://knitsbychel.ucoz.net/blog/article/2016-01-21-9 

Александр Серафимов на фейсбуке

Комментарии